Language

Главная страница Национальный центр электронных услуг

Национальный центр электронных услуг

В 2012 году по инициативе Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь был создан Национальный центр электронных услуг, основной целью которого стало развитие электронного правительства, в том числе создание условий и механизмов для снижения административных барьеров и перехода к электронному документообороту.

Национальный центр электронных услуг, являясь уникальной компанией на белорусском рынке – инфраструктурным оператором межведомственных информационных систем, а также систем и сервисов идентификации, – предлагает открыть новые горизонты сотрудничества в части трансграничного электронного взаимодействия.

Одна из ключевых задач НЦЭУ – оказание электронных услуг для бизнеса и граждан на основании сведений из государственных информационных ресурсов (систем), владельцами которых выступают белорусские органы госуправления. Часть электронных услуг и сервисов доступны для иностранных граждан, проживающих на территории Беларуси. НЦЭУ заинтересован в развитии спектра таких услуг, а также в организации оказания совместных электронных сервисов для белорусов, проживающих в других странах, с участием органов государственного управления.

Благодаря использованию единой инфраструктуры взаимодействия в Беларуси налажены каналы электронной коммуникации между всеми категориями участников информационного обмена:
между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government).
Единая инфраструктура взаимодействия в Беларуси представлена рядом межведомственных информационных систем, ключевыми из которых являются:
система межведомственного электронного документооборота государственных органов (СМДО);
общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС);
государственная система управления открытыми ключами электронной цифровой подписи (ГосСУОК).

Одним из основных базовых компонентов электронного правительства в Республике Беларусь является система межведомственного электронного документооборота (СМДО).

В настоящее время свыше 10 400 белорусских организаций и ведомств работают в СМДО, удобно и оперативно обмениваясь электронными документами. документами.
Среди них все министерства и ведомства, в том числе подведомственные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, учреждения образования и здравоохранения, культуры и спорта, реального сектора экономики и социальной сферы.

Это возможно благодаря единому формату обмена данными, позволяющему осуществлять обмен электронными документами в ведомствах, использующих системы электронного документооборота различных производителей.

На белорусском рынке представлены более 30 компаний-разработчиков ведомственных систем электронного документооборота. Приобретая системы электронного документооборота в Национальном центре электронных услуг, заказчики автоматически получают подключение к СМДО в пакете услуг.

Сегодня количество подключенных к СМДО абонентов позволяет оценить масштаб выгод и привилегий работы в системе:
оперативное взаимодействие с органами государственного управления и организациями по всей республике;
повышение скорости принятия управленческих решений;
сокращение расходов на обеспечение бумажного документооборота.
Ежемесячно количество активных пользователей системы межведомственного электронного документооборота возрастает более чем на 200 абонентов.

Развитие и укрепление внешнеэкономических связей диктуют необходимость вывода электронных коммуникаций на международный уровень.

Для обеспечения возможности трансграничного обмена электронными документами и автоматизации процессов, связанных с подтверждением подлинности электронной цифровой подписи, целостности электронного документа и как следствие – признания его юридической силы и достоверности – предназначена служба Доверенной третьей стороны (ДТС).

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 08.11.2011 № 515 «О некоторых вопросах развития информационного общества в Республике Беларусь» НЦЭУ определен национальным оператором доверенной третьей стороны по признанию подлинности электронных документов при межгосударственном электронном взаимодействии, уполномоченным оператором интеграционного шлюза национального сегмента интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ИИС ЕАЭС).

В инфраструктуре НЦЭУ развернуто, протестировано и запущено в эксплуатацию программное обеспечение ИИС ЕАЭС и сервисов доверенной третьей стороны.

Среди возможных областей для использования сервисов ДТС рассматриваются электронная торговля, государственные закупки, телемедицина, дистанционное образование, фондовый рынок, мобильные платежные системы, электронные библиотеки и др. Среди прочих сфер применения технологии доверенной третьей стороны особо выделяют EDI-провайдинг.

EDI (Electronic data interchange – электронный обмен данными) – серия стандартов и конвенций по передаче структурированной цифровой информации между организациями, основанная на определенных регламентах и форматах передаваемых сообщений.

Основная задача EDI – стандартизовать обмен транзакционной цифровой информацией, обеспечить возможности программного взаимодействия компьютерных систем различных сегментов, организаций, предприятий.

На сегодняшний день организованно взаимодействие ДТС-Беларусь с ДТС Республики Казахстан, оператором которой является республиканское государственное предприятие «Государственная техническая служба» Министерства информации и коммуникаций Республики Казахстан.

В перспективе – налаживание каналов трансграничной электронной коммуникации с другими странами Евразийского экономического союза, евразийского континента.
Одной из важнейших межведомственных информационных систем, созданных для электронного взаимодействия государства и граждан, является общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС).

ОАИС-это базовый элемент электронного правительства в Беларуси. АИС – это Данная система предназначена для интеграции всех государственных информационных ресурсов (систем) и оказания на основе сведений из них электронных услуг для всех категорий потребителей.

На основе ОАИС создан универсальный механизм оказания административных процедур в электронном виде и электронных услуг посредством Единого портала
электронных услуг.

Единый портал электронных услуг (ЕПЭУ) является базовой точкой доступа для заинтересованных лиц при дистанционной подаче заявлений об осуществлении административных процедур в электронном виде и получении, соответственно, результатов административных решений государственных органов и организаций в виде электронного документа.

Использование ЕПЭУ для выполнения административных процедур в электронном виде (е-заявки, е-регистрация, е-запросы на сбор сведений в реализацию административных процедур и др.) позволяет упростить процессы информационного взаимодействия госорганов между собой, а также населения с государственными органами и организациями.

Сегодня на ЕПЭУ, размещенном в сети по адресу portal.gov.by, пользователям доступны более 100 электронных услуг для юридических и физических лиц. Все услуги оказываются путем дистанционного заказа и получения в режиме реального времени.

На портале реализованы электронные услуги в сфере финансов и налогообложения, труда и социальной защиты, торговли и государственных закупок, земельно-имущественных отношений, судебного производства, торговли, финансов и ряда других на основании сведений из 20 государственных информационных ресурсов. НА портале зарегистрированы более 55 000 пользователей, ежемесячно оказывается порядка 400 000 электронных услуг. Для удобства пользователей все электронные услуги классифицированы по тематическим категориям.

Наиболее широкий спектр электронных услуг доступен для юридических лиц. Для грамотного ведения бизнеса важно владеть информацией о своих оппонентах, чтобы планировать работу и нивелировать возможные риски. Не является ли ваш компаньон банкротом, не возбуждено ли в его отношении исполнительное производство, нет ли у него задолженности перед бюджетом – эти и другие сведения доступны на портале.

Для физических лиц наибольший интерес представляют электронные услуги и административные процедуры в сфере социальной защиты населения: о размерах пособий, сумме пенсий, иных социальных выплат.

На портале реализована возможность выполнения всех действий по получению электронных услуг в интерактивном режиме – от заказа услуги в личном кабинете пользователя до ее оплаты.

Концепция «личного кабинета», реализованная при регистрации пользователя на портале, обеспечивает:
доступ к услугам в соответствии с правами пользователя;
возможность заказа услуг;
получение информационного сообщения по результатам исполнения запроса;
хранение реквизитов пользователя.

Ряд электронных услуг реализуется в настоящее время на Едином портале электронных услуг для иностранных граждан совместно с Министерством внутренних дел, Государственным пограничным комитетом, Министерством по налогам и сборам, другими белорусскими министерствами и ведомствами.

К примеру, на портале доступны сведения о недействительности машиносчитываемых документов (в том числе вид на жительство иностранного гражданина в Республике Беларусь); возможность получения пропусков на въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне; возможность получения пропуска на право внеочередного въезда на территорию автодорожных пунктов пропуска через Государственную границу Республики Беларусь; получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Иностранные граждане могут воспользоваться электронными услугами, требующими строгой аутентификации пользователя на Едином портале электронных услуг, с применением сервиса облачной электронной цифровой подписи.

Работу в современных информационных системах невозможно представить без надежных средств идентификации, криптографической защиты информации. Речь идет о средствах электронной цифровой подписи, предназначенных для безопасной работы в информационных системах, аутентификации личности при совершении юридически значимых действий.

Электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа подписи и обеспечивающий целостность, подлинность и сохранность электронного документа.

В Беларуси в 2014 году создан Республиканский удостоверяющий центр (РУЦ), аккредитованный в Государственной системе управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи. РУЦ оказывает услуги по выдаче ключей ЭЦП, которые будут использоваться для работы со всеми информационными системами государственных органов и организаций.

В настоящее время ключ ЭЦП Республиканского удостоверяющего центра используется при организации юридически значимого межведомственного информационного взаимодействия, а также для:
регистрации предприятий и индивидуальных предпринимателей;
подачи налоговых деклараций;
подачи электронных счетов-фактур по НДС;
электронного декларирования и регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям регламентов таможенного союза стран Евразийского экономического союза;
представления статистической отчетности;
представления документов в «Белгосстрах»;
работы с Единым порталом электронных услуг;
работы с Единым государственным регистром недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а также геопорталом земельно-информационной системы;
работы на электронных торговых площадках страны; в банковской сфере и др.

Сегодня в Беларуси более 400 000 владельцев ключей электронной цифровой подписи, ежедневно их количество увеличивается в среднем на 1000.

Традиционно электронная цифровая подпись используется на компьютере со специальным программным обеспечением, что, безусловно, ограничивает мобильность пользователя. В 2016 году в Национальном центре электронных услуг предложили пользователям новую услугу – ЭЦП на SIM-карте или мобильную ЭЦП.

Технология мобильной ЭЦП решает те же задачи, что и другие технологии ЭЦП: возможность пройти аутентификацию с использованием сертификата открытого ключа и возможность выработать ЭЦП.

С точки зрения удобства, главным отличием мобильной ЭЦП от других технологий является простота использования: нет необходимости в отдельном средстве ЭЦП, не требуется установка и настройка ПО, все функции ЭЦП выполняет специализированная SIM-карта в мобильном телефоне. ЭЦП на SIM-карте позволяет работать с документами дистанционно – согласовывать, подписывать, совершать иные операции.

Ноу-хау 2018- облачная электронная цифровая подпись. Облачная ЭЦП – это электронная подпись, которая идентифицирует подписанта и придает электронному документу юридическую значимость. Но ключ к ней хранится не на USB-токене, flash-карте, SIM-карте или компьютере, а на сервере удостоверяющего центра.

Технологии облачной ЭЦП интересны, в первую очередь, тем, кто часто работает не из своего кабинета в офисе. Например, юристы и аудиторы, которые часто выезжают к клиентам, а также руководители, которым важно подписывать документы в любом месте. Для них облачная электронная подпись станет незаменимым помощником в работе.

ЭЦП в облаке заинтересует также представителей иностранных государств для получения электронных услуг на платформе portal.gov.by.

Сегодня уже можно утверждать, что в Республике Беларусь сформирована основа электронного правительства. Задача ближайшего времени – активное наполнение органами государственного управления созданной инфраструктуры электронными услугами и более широкое вовлечение, тем самым, граждан и бизнеса в электронную среду взаимодействия с органами власти.

Национальный центр электронных услуг продолжит работу, направленную на содействие развитию услуг и сервисов электронного правительства как в Беларуси, так и за рубежом.

Учитывая накопленный опыт в сфере создания и развития электронного правительства, а также осознавая предстоящий объем работ по наращиванию сервисов, отлаживанию механизмов предоставления государственных электронных услуг, НЦЭУ готов делиться опытом и перенимать практики зарубежных коллег.

В целом, выступая в роли аккумулятора идей в сфере электронного правительства Беларуси, НЦЭУ открыт для партнерских взаимоотношений, направленных на содействие комфортному трансграничному электронному взаимодействию представителей любых групп обоих государств: чиновников, бизнеса и граждан.

В случае заинтересованности иностранных организаций в сотрудничестве просим направить контактные сведения в НЦЭУ. Контактное лицо: Ленартович Ольга Анатольевна, ведущий специалист отдела организации и продвижения, тел. +375 17 229 30 00 доб. 217, e mail: loa@nces.by