:

Транзитный потенциал Республики Беларусь

1. О законодательстве

Белорусское таможенное законодательство содержит нормы, гармонизированные с нормами всех сопредельных стран. Это обеспечено тем, что Республика Беларусь является участницей основополагающих международных конвенций, регламентирующих таможенные и транспортные отношения: Конвенции МДП и АТА, Стамбульской конвенции, Соглашения СМГС и других (их перечень приведен в разделе 6).

2. О контроле на пограничных переходах

Пересечение белорусской границы осуществляется в пограничных пунктах пропуска, которые установлены в соответствии с межправительственными соглашениями Республики Беларусь с сопредельными странами. Помимо таможенного, в указанных пунктах пропуска производится пограничный, транспортный, фитосанитарный и ветеринарный контроль, что соответствует общепринятым стандартам в отношении контроля на границах. В этом плане необходимо отметить, что Республика Беларусь является договаривающейся стороной Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года.

3. О сведениях, предназначенных для транспортных операторов-перевозчиков

Республика Беларусь признает принцип свободы транзита, на основе которого построен её Таможенный кодекс, и реализует его на практике.
В этих целях в марте 2006 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 168 «О реализации принципа свободы транзита в Республике Беларусь», который включает в себя требования Всемирной торговой организации, закрепленные в статье V ГАТТ.

Транзитное перемещение товаров через Республику Беларусь осуществляется с разрешения таможни и под таможенным контролем, что является общепринятой мировой практикой.

Являясь участницей универсальных конвенций о международном транзите, Республика Беларусь признает и предлагает перевозчику любую из общедоступных транзитных процедур, в частности, МДП, АТА, СМГС или ЦИМ/СМГС. В случае если перевозчик не использует международные транзитные системы, он может воспользоваться белорусской национальной процедурой с применением документа контроля доставки, который оформляется в пункте пропуска.

О транзитных документах

При использовании международных транзитных процедур не требуется оформление белорусской транзитной декларации, и перевозка может осуществляться по следующим документам:

  • книжка МДП,
  • карнет АТА,
  • железнодорожная накладная СМГС,
  • единая железнодорожная накладная ЦИМ/СМГС.

Эти документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями конвенций, которыми они введены в действие (например, конвенция МДП). Если перевозчик не использует международную процедуру, то он может оформить транзит по белорусскому документу контроля доставки, о котором уже упоминалось выше. К перечисленным документам прилагаются коммерческие и транспортные документы, если последние не используются в качестве транзитного таможенного документа (накладные CMR и СМГС; счета-фактуры, счета-проформы, упаковочные листы, спецификации; свидетельства о допущении транспортного средства (контейнера) для перевозки под таможенными печатями и пломбами, если товары перевозятся в опломбированных грузовых отсеках; при необходимости, документы, обеспечивающие возможность идентификации товаров (чертежи, фотографии, масштабные изображения, иллюстрации и т.п.), в случае, если в качестве средств идентификации не могут быть использованы таможенные печати, пломбы и идентификационные знаки).

О требованиях к документам и сведениям

При перемещении товаров транзитом контролю таможенными органами Республики Беларусь подлежат только сведения, позволяющие для таможенных целей идентифицировать товары и их количество. К таким сведениям относятся наименование товаров, их количество и вес брутто, а также число грузовых мест. Все иные сведения носят для таможенных органов информационный характер, проверяются путем установления их наличия в товаросопроводительных документах и не требуют дополнительного контроля.

Срок производства таможенного досмотра не может превышать
24 часов с момента принятия решения о его проведении. Во избежание задержек при таможенном оформлении и контроле перевозчикам необходимо иметь в виду, что в отдельных случаях, оговоренных Конвенцией МДП, транспортные и коммерческие документы, на которые делается ссылка в книжке МДП, должны соответствующим образом к ней прикрепляться. Особое внимание также следует уделять сроку действия книжки МДП, так как в соответствии с Конвенцией МДП она не может представляться в таможню отправления по истечении этого срока, а при выявлении такого факта перевозка по территории Республики Беларусь может осуществляться только по национальной процедуре.

О финансовых гарантиях

Общим правилом во всех странах, включая Республику Беларусь, при транзите товаров является то, что транзит товаров, облагаемых таможенными пошлинами, возможен только при наличии соответствующих гарантий их уплаты в случае нарушения транзитной процедуры.

Финансовые гарантии могут быть реализованы путем внесения причитающихся денежных сумм на депозит, договором поручительства или представлением гарантийного сертификата.

Применение международных систем (МДП, АТА, а также железнодорожные перевозки по накладной СМГС и ЦИМ/СМГС) выгодно тем, что в данном случае белорусские таможенные органы не требуют от перевозчика представления финансовых гарантий и оформления национального таможенного документа, так как книжки МДП и карнеты АТА содержат в себе международно-действующую финансовую гарантию, а перевозки железнодорожным транспортом гарантируются администрациями железных дорог.

О перевалке

На территории Республики Беларусь допускается осуществление перевалки товаров, если она предусмотрена условиями их перевозки. Для этого требуется заключение договора между грузоотправителем и владельцем склада временного хранения, за исключением случаев аварии, поломки транспортного средства, на котором осуществляется перевозка товаров, либо действия непреодолимой силы.

4. Особенности транзита

В 1995 году Республика Беларусь заключила с Российской Федерацией Соглашение о Таможенном союзе, на основании которого таможенные органы Республики Беларусь не производят таможенный контроль и оформление ни товаров, ни транспортных средств на белорусско-российской границе. Со стороны Республики Беларусь на данной границе осуществляется главным образом транспортный контроль.

Вместе с тем, со стороны Российской Федерации на данной границе созданы пункты приема уведомлений (ППУ), в которых российские таможенные органы осуществляют операции таможенного контроля и оформления товаров и транспортных средств, перемещающихся через границу. Перевозчикам необходимо учитывать, что только через пять таких пунктов можно перемещать товары по процедуре МДП; к ним относятся ППУ: «Красное», «Рудня», «Понятовка», «Новозыбковский», «Невельский». Через эти же пять пунктов возможно перемещение товаров, подлежащих обязательному сопровождению в Республике Беларусь.

В случае перемещения товаров по территории Республики Беларусь и Российской Федерации таможенные органы отправления Республики Беларусь устанавливают транзитную процедуру не до белорусского, а до российского таможенного органа назначения. В свою очередь, российские таможенные органы, устанавливая процедуру транзита, указывают белорусский таможенный орган в качестве таможенного органа назначения. При этом, между белорусскими и российскими таможнями налажен информационный обмен, который позволяет эффективно контролировать процедуру перевози товаров по территории Таможенного союза.

5. О сведениях для лиц, пересекающих границу

При въезде в Республику Беларусь таможенные органы контролируют перемещаемые гражданами личное имущество (сопровождаемый багаж) и автотранспортные средства.

О документах для таможенных целей

На транзитные транспортные средства, зарегистрированные в стране временного или постоянного проживания, с момента выпуска которых не прошло семи лет, не выдается никаких таможенных документов. Сроки нахождения таких автомобилей на территории Беларуси контролируются по отметкам, сделанным пограничной службой в паспорте гражданина. При ввозе автомобилей, с момента выпуска которых прошло свыше семи лет, таможенниками выдается удостоверение ввоза транспортного средства, которое может использоваться для многократного пересечения границы в течение срока своего действия.

О таможенных платежах на автотранспортные средства, гарантиях и их возврате

Без обложения таможенными платежами и предоставления финансовых гарантий разрешено перемещать одно автотранспортное средство и прицеп, зарегистрированные в стране временного или постоянного проживания лица, их перемещающего.

Автотранспортные средства, не состоящие на регистрационном учете, рассматриваются как товар и их транзитное перемещение через таможенную территорию Республики Беларусь допускается при предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей (финансовых гарантий).

Внесенные на депозит суммы гарантий возвращаются лицу белорусскими таможнями отправления или назначения, исходя из его заявления, при представлении документов, подтверждающих доставку транспортных средств в установленное место и их вывоз за пределы Республики Беларусь. Суммы могут быть возвращены непосредственно лицу наличными средствами, либо перечислены на указанный им банковский счет.

6. Перечень международных таможенных соглашений Республики Беларусь, применяющихся при выполнении транзитных формальностей

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года.

Конвенция о временном ввозе 1990 года.

Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров 1961 года.

Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года.

Конвенция о договоре международной дорожной перевози грузов (КДПГ/CMR) 1956 года.

Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров 1972 года.

Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах 1982 года.

Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 года.

 

Более подробная информация размещена в Интернете по адресу www.customs.gov.by.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Сайт МИД
Перейти